Авторское право © WWW : Балбесов нет: Компьютерная графика
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Статьи » Советы » Контрастность
02 августа 2007 21:36

Однотонная цветовая гамма в неумелых руках может оказаться опасной. Изобилие цвета и деталей приводит к проблемам с контрастностью, о которых забывать не следует.
Контрастность позволяет разграничить различные элементы. Если контрастность мала, то элементы зрительно смешиваются и текст становится нечитаемым.
Если она слишком велика, то у зрителя возникает ощущение дискомфорта.

Высокая контрастность

Слишком высокая контрастность загромождает дизайн и ведет к «какофонии» утрированных визуальных образов.
На протяжении многих веков печатное слово наносилось черной краской на белую бумагу. Хотя цветные типографские краски изобретены уже давно, но черное на белом - это лучший из всех возможных контрастов, создающий наиболее комфортные условия для чтения. Вообще говоря, то же верно и для чтения с экрана: максимальная контрастность достигается при рисовании черного текста на белом фоне.
Впрочем, бывают и исключения. Поскольку компьютерный монитор в отличие от печатной страницы излучает свет, ему присущи специфические ограничения. Яркий ЖК-монитор в темной комнате может оказаться слишком ярким для комфортного чтения. Попытка прочитать с него что-нибудь в таких условиях может стать сущим мучением для глаз.
С точки зрения контрастности цвет представляет дополнительные проблемы. При некоторых сочетаниях близко расположенных цветов возникает оптическая иллюзия мерцания. Это так называемый эффект одновременного контраста. Когда два дополнительных цвета, например оранжевый и синий или зеленый и красный, находятся рядом, контраст получается особенно сильным и границы чрезмерно резки. Если такие дополнительные цветы перемежаются, то возникает неприятное для глаз напряжение. Но в более тонких формах одновременный контраст может стать ценным инструментом для создания изысканных эффектов. Оранжево-желтый цвет может казаться более оранжевым на желтом фоне, но более желтым на оранжевом или красном фоне. Тусклые цвета на еще более тусклом фоне могут казаться более яркими: например, бледно-красный может приобрести насыщенность, будучи нанесен на серый фон.

Низкая контрастность


Слишком низкая контрастность создает общее впечатление тусклости дизайна. Контрастность необходима для того, чтобы отдельные элементы были различимы.
Низкая контрастность часто применяется для создания эффекта утонченности. Пиксели - это относительно большие и тяжеловесные единицы для целей дизайна; невозможно провести линию тоньше одного пикселя, так как пиксель неделим. Но, уменьшив интенсивность отбрасываемой линией тени, можно создать иллюзию, будто линия стала тоньше.
Аналогично: путем уменьшения контраста между различными элементами дизайна можно добиться эффекта смягчения и уменьшения значимости. Например, менее важный текст можно было бы выводить более светлым цветом. А если нарисовать неактивную иконку или ссылку неконтрастными цветами, то пользователь получит визуальное указание на то, что она недоступна.
Возможности, которые предоставляет дизайнеру применение низкой контрастности, надо использовать правильно и с умом. Человек со стопроцентным зрением сможет без труда прочесть темно-серый текст на светло-сером фоне, но близорукому придется щуриться или увеличивать размер шрифта, текст черного цвета легче различим.
На разборчивость текста влияет и контрастность цветов. У разных цветов разные характеристики. Например, чистый желтый по природе своей светлее синего, поэтому желтый текст на белом фоне будет нелегко разобрать даже людям со стопроцентным зрением.

Цветовая слепота


Еще одним заслуживающим внимания аспектом контрастности является восприятие плохо сочетаемых цветов людьми, страдающими цветовой слепотой. Существуют две основных формы этой болезни и много разновидностей. Наиболее часто встречаются такие общие формы:
У каждой формы заболевания есть разновидности, при которых понижена или полностью отсутствует способность различать комбинации красного, зеленого и реже - синего. Цветовой слепотой страдает примерно один человек из двенадцати, причем у мужчин она встречается гораздо чаще, чем у женщин.
Как пользователю, страдающему цветовой слепотой, представляется дизайн, в котором используются недоступные ему цвета? Ограниченное цветовое восприятие может означать, что тщательно выбранная палитра искажается до неузнаваемости, что особенно печально, если дизайнер хотел с помощью цвета передать какую-то информацию. Предлагать такому пользователю нажать красную кнопку бесполезно, ведь ему она кажется темно-коричневой или черной. Во многих случаях цвет элемента просто сливается с окружающей его областью, поэтому контрастность пропадает.
У дизайнера нет надежного способа имитировать цветовую слепоту. На первый взгляд кажется достаточным преобразовать дизайн к цветовой гамме, состоящей из оттенков серого, но результат не будет соответствовать тому, что видят большинство зрителей-дальтоников.
Существуют фильтры, предназначенные для имитации разных видов цветовой слепоты, но они дают лишь некоторую аппроксимацию, особенности цветового восприятия уникальны у каждого больного.
Что же делать, если сайт нельзя протестировать?
Предлагается передавать любую информацию не только цветом, но еще хотя бы одним способом: ссылка может быть синей и подчеркнутой, зеленая кнопка может сопровождаться иконкой или текстом, предупреждение может быть напечатано красным и быть окружено сплошной рамкой.
Автор статьи Молли Е. Хольцшлаг.
URL / WWW
http://balbesof.net/article/a-17.html